Что же такого особенного в этом уровне слушания, почему именно он является предметом особого уважения и внимания специалистов?

Главное отличие высшего уровня делового общения состоит в том, что в нём широко используются знаки сопереживания.

знаки сопереживания как атрибут высшего уровня слушателя

И опять вопрос – а это что? Если Вы думаете, что это привычные нам «Ага», «Угу!» и подобные – ошибаетесь.

Знаки сопереживания в общении

Знаками сопереживания являются не отдельные слова-междометия, а законченные фразы, назначение которых – дать понять собеседнику Вашу искреннюю заинтересованность.

Каменно молчащий человек с отсутствующим взглядом вызывает обоснованные подозрения в том, что голова его занята не осмысливанием того, что ему говорят, но какими-то своими делами.

Чтобы этого впечатления избежать, время от времени поощряйте собеседника: «Понимаю вашу мысль», «Да, вы совершенно правы», «Я тоже такого же мнения», «Представляю, как это было трудно!» и т.п.

Говорить их, ясное дело, надо не когда Вам вздумается и не формальным, сухим тоном, а когда это уместно, и звучать они должны заинтересованно и дружелюбно.

При этом одного понимания смысла недостаточно: надо вникнуть ещё и в чувства говорящего, для чего необходимо задействовать не только органы слуха и мозг, но и сердце, душу, а в большинстве случаев – и интуицию.

Иногда мы не можем открыто выразить то, что у нас на душе или отношение к событию, поэтому передаём их в завуалированной форме, в соответствии с обстоятельствами беседы, своим воспитанием и социальными установками.

Допустим, молодой человек рассказывает о важном событии три раза: отцу, в официальном учреждении и своему одногодку-товарищу. Смысл повествования совершенно одинаков, однако и подача его, и проявление эмоций во всех случаях разные.

Долг заинтересованного собеседника – не просто внимательно выслушать, но постараться понять, что двигало человеком, что он при этом испытывал, и каково его отношение к этому событию сейчас.

Незаменимыми помощниками в деле овладения приёмом активного слушания являются, повторим, и «ободрительные» реплики вроде: «Да-да», «Продолжайте, это интересно», «Я вас внимательно слушаю» и тому подобные.

Особенно они полезны при затухании разговора: после них у собеседника открывается «второе дыхание», и он с энтузиазмом будет продолжать.

Такие ободряющие фразы при визуальном контакте хорошо совмещать с киванием, которое также выскажет Ваш интерес и желание слушать.

А если Вы сами выступаете в роли рассказчика и не уверены, что Вас внимательно слушают?

А.Пиз советует в таких случаях направлять беседу так, чтобы побудить слушателя повторить смысл Вашего высказывания. Делать это, понятно, надо не авторитарно, а деликатно, особенно при деловых контактах.

Скажем, Вы не приказываете: «А ну-ка повторите, что я сказал!», а мягко скажите: «У меня создалось впечатление, что Вы меня неправильно поняли, но так мы с Вами никогда не достигнем договорённости. Давайте договоримся: я выскажу мысль, а Вы мне изложите свои соображения на этот счёт. Так же буду поступать и я».

знаки сопереживания в общении

Если Вы говорите, не думайте, что молчащий собеседник Вас внимательно слушает – уточните некоторые положения своих высказываний.

Вести конструктивную беседу Вам поможет свободный переход от роли говорящего к роли слушающего.

При этом ни перебивать, ни выражать агрессивную критику нельзя, в крайнем случае, если так уж надо возразить, попросите прощения. А когда высказали наболевшее, восстановите ход рассуждений словами: «Я вас перебил, продолжайте, пожалуйста».

Иногда после Вашего вклинивания и возможных дебатов он воскликнет: «О чём я говорил, уже забыл!»

В таком случае пролейте бальзам на его душу, напомните последние слова. Но лучше всё же, повторимся, не перебивать и не ёрзать от нетерпения, когда же Вы сможете привести контраргументы, а внимательно выслушать до конца, а уж потом выражать несогласие.

Воздержитесь даже от оценок позиции до окончания высказывания.

Специально для повышения деловой этики, обучению деловому общению в бизнесе рекомендую присоединиться в социальную группу ВКонтакте «Записки делового человека«.

Знаки сопереживания как атрибут высшего уровня слушания обновлено: Декабрь 10, 2016 автором: Алексей